Нормированная двигательная активность детей в режиме дня реализуется через следующие организационные формы:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- физкультпаузы;
- гимнастика после дневного сна;
- прогулки.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика решает следующие задачи:
- повышение эмоционального тонуса детей;
- активизация мышечного тонуса детей путем комплексного физического и закаливающего воздействия на их организм (6).
Утренняя гимнастика призвана обеспечить систематическое оздоровительное воздействие и формировать привычку ежедневно выполнять физические упражнения.
Перед завтраком в младших группах в течение 5 минут и в старших по 10-12 минут выполняются общеразвивающие упражнения и несложные игровые задания с целью вызвать положительные эмоции, но не перевозбуждать упражнениями с большой подвижностью (23).
Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и т.д.), подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоим ему преодолевать в процессе деятельности в течение дня.
Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег, подпрыгивание, упражнения для разных мышечных групп.
Родители должны быть знакомы с проведением основных упражнений для того, чтобы и дома можно было включать их в утреннюю зарядку (28).
Физкультурные занятия
Физкультурные занятия являются основной формой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и решают целый комплекс задач:
- удовлетворяют естественную потребность детей в движении;
- развивают физические качества детей;
- формируют основные двигательные умения и навыки детей;
- обеспечивают развитие всех систем и функций организма ребенка, повышая уровень резистентности его защитных свойств;
- обеспечивают рост физической подготовленности ребенка в соответствии с физическими возможностями и состоянием его здоровья (6).
Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут в младшей группе и по 35 минут в подготовительной.
Каждое занятие, включающее вводную, основную и заключительную части, соответствует возможностям детей:
- учитывается неустойчивость их внимания, быстрая утомляемость при однообразных действиях, в связи с этим чередуются упражнения, строго регламентированные, с более свободными;
- игровые задания, требующие спокойного, сосредоточенного исполнения с заданиями, рассчитанными на большую подвижность;
- групповые действия с индивидуальными (23).
Активизацию мыслительной деятельности детей на физкультурных занятиях следует осуществлять путем создания проблемно-поисковых ситуаций, требующих от них пространственной ориентировки, самостоятельного выбора способов выполнения движений, оценки и самооценки (6).
Физкультурные паузы
Физкультпаузы в режиме дня решают следующие задачи:
- снижение психической нагрузки на эмоционально-волевую сферу ребенка и его сенсорные каналы (зрительный, слуховой, тактильный и двигательный);
- обеспечение эмоционально-активного отдыха детей;
- активизация мышечного тонуса детей после относительно длительного статического положения, в котором они находились во время занятия.
Содержание физкультпауз составляют хорошо знакомые детям физические и спортивные упражнения, а также подвижные игры.
Подбор их в комплексы зависит от возраста детей, вида занятия и степени сложности его учебного материала.
Физкультпаузы во время занятий следует приводить ежедневно.
Их количество и продолжительность должны зависеть от типа занятия, сложности материала, состояния здоровья детей, а также времени суток (первая половина дня или втора).
Дозировка физической нагрузки в средней, старшей и подготовительной группах имеет отличие лишь по длительности проведения физкультпаузы (7).
Гимнастика после дневного сна
Гимнастика после дневного сна решает по сути те же задачи, что и утренняя гимнастика. Однако, ее организация, содержание и дозировка физической нагрузки имеют определенные отличия.
Эта гимнастика проводится ежедневно в групповом помещении и со всеми детьми. При том в содержании гимнастики после дневного сна, как правило, отсутствуют циклические упражнения (ходьба и бег). Она состоит, в основном, из хорошо знакомых детям физических упражнений ациклического характера. Эти упражнения объединяются в комплексы, которые периодически (раз в 2 недели) меняются, сохраняя при этом свою корригирующую направленность.