– "система мер, содействующая воспитанию и сохранению репродуктивно здоровой нации".
Как видим, в основу понятия "репродуктивная культура" педагогами положены такие общие моменты, как усвоение знаний, норм, ценностей репродуктивного поведения и адекватная их трансляция через свою социальную роль.
Понятие "репродуктивное здоровье" большинство педагогов определили правильно, но одноаспектно (или с позиции только физиологического здоровья, или с позиции только духовно-нравственного). В четырёх случаях респонденты ответили, что репродуктивное здоровье - "система мер, помогающая воспитанию и сохранению репродуктивно здоровой нации", и только два педагога - "психическое, физическое и эмоциональное здоровье, являющееся потенциалом для рождения здоровых детей и получения удовлетворения от сексуальной функции". Актуальность проблемы репродуктивного здоровья для подростков отметили 84% опрошенных. Остальные (16%) считают, что она не настолько важна, чтобы ею заниматься. [3, с.60].
Для решения проблем улучшения репродуктивного здоровья необходимо направить внимание подростков на осознание ценности репродуктивного здоровья; сформировать необходимые знания в этой области, обогатить индивидуальное сознание комплексом ценностных представлений, показать, его роль в системе ценностей.
В комплексном виде информацию, которая необходима подростку, можно представить как знания:
– о семье и любви как ценности;
– о здоровом образе жизни и осознании себя как человека, ответственного за сохранение своего репродуктивного здоровья;
– о физическом строении организма, в частности органов репродукции, о тех изменениях, которые происходят в его организме в период полового созревания;
– о репродуктивном здоровье как жизненной ценности;
– о факторах, влияющих на ухудшение репродуктивного здоровья и способах его сохранения;
– о сексуальных взаимоотношениях и половой культуре.
Как показывают результаты исследования, проведенного среди подростков г. Минска, молодежь заинтересована в получении знаний о репродуктивном здоровье. В значительной степени им интересна такая информация, что отображено на схеме:
□ Общее число респондентов ■ Девушки □ Юноши
Психологические аспекты взаимоотношений
Профилактика ИППП
Причины бесплодия и способы его лечения
Предупреждение беременности
Способы диагностики ранних сроков беременности
Физиологические особенности мужского и женского организма
0 10 20 30 40 50 60 70
Отношения между полами, которые интересуют подростков в первую очередь
В процессе формирования отношения к репродуктивному здоровью подросток должен овладеть важнейшими умениями:
– соблюдать принципы здорового образа жизни;
– регулировать свое сексуальное влечение и поведение;
– сохранять свое репродуктивное здоровье;
– уважать представителей противоположного пола и считаться, с их интересами, мнениями, потребностями;