Формирование отношения подростков к репродуктивному здоровью как ценности диктует необходимость плотного взаимодействия специалистов разного профиля. Это важно еще и потому, что хотя многие и считают семью важным фактором нравственного и эмоционального воспитания детей и подростков, но полноценного сексуального и репродуктивного образования семья дать не может, прежде всего потому, что многие родители сами имеют низкий уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья. Функцию формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью выполняют другие социальные институты и, прежде всего, школа.
Школа является единственным общественным институтом, который охватывает всю молодежь, поэтому в учебных заведениях имеется уникальная возможность охватить ту возрастную группу в популяции, которой больше всего необходимо просвещение по вопросам охраны репродуктивного здоровья. Задача школы - заложить основы ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью, расставить ряд общезначимых ориентиров, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме в период полового созревания.
Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью является одной из форм социального воспитания в деятельности социального педагога. [1, с.52 - 59].
Как показывают результаты проведенного исследования, социально-педагогическая деятельность с подростками должна опираться на следующие факты: 60 % опрошенных (72 % девушек и 46 % юношей) считают допустимыми сексуальные отношения до брака, если есть настоящее чувство. Значительное число респондентов (27 % девушек и 46 % юношей) убеждены, что сексуальные отношения существуют для удовлетворения физиологических потребностей, а брак здесь не при чем. И лишь 2 % опрошенных считают, что сексуальные отношения допустимы только в браке. При этом 51% девушек и 46 % юношей отметили, что добрачные сексуальные отношения очень широко распространены в среде их общения; 18 % девушек и 39 % юношей, напротив, убеждены, что такие отношения не имеют широкого распространения. Затруднились ответить на данный вопрос 16 % респондентов. Лишь 6 % подростков полагают, что сексуальные отношения до брака не распространены среди молодежи.
Формы организации работы в школе в области репродуктивного здоровья могут быть разные.
Фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история.
Факультативные занятия, для которых необходимы учебно-методические комплексы. Желательно, чтобы учащимся были предложены на выбор различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами.
Семинары для родителей, тематика, содержание и организация которых отвечает их запросам. Во время таких бесед нужно сосредоточить внимание родителей на том, как они могут помочь своим детям выработать навыки самостоятельного, ответственного принятия решений. При этом родители должны учитывать, что принимать ответственные решения, в частности касающиеся своего здоровья, может лишь человек, имеющий чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Именно эти качества необходимы для того, чтобы подростки могли противостоять давлению сверстников, склоняющих их к употреблению алкоголя и наркотиков, к преждевременному началу сексуальных отношений, пренебрежению мерами профилактики ИППП и СПИДа. Умение самостоятельно принять правильное решение станет гарантией того, что полученная в школе и от родителей информация действительно будет эффективно использоваться.