Воспитание ребенка нужно начинать с раннего возраста, развивая постепенно у него навыки для познания окружающей обстановки. Например, при удобном случае детям нужно объяснить меры предосторожности при обращении с электроприборами , газом, химическими веществами.
Главное же внимание должно быть уделено ликвидации безнадзорности детей дома, улучшению детского досуга, оборудованию мест для игр детей. У детей школьного возраста наряду с бытовой травмой начинает возрастать частота уличной травмы.
Уличный травматизм занимает второе место среди детского травматизма. Согласно классификации он подразделяется на транспортный и нетранспортный. К нетранспортному относятся травмы, произошедшие не по вине детей: падения с лесов, в траншеи, падение предметов с крыш и балконов, гололед и др.
Изучение транспортного травматизма показало, что 70% случаев происходит по вине детей. Транспортный травматизм наблюдается чаще в возрастных группах от 7 до 11 лет у мальчиков, чем у девочек. Она является самой тяжелой и в связи с увеличением интенсивности движения на дорогах городов и поселков не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может привести к инвалидности или даже к гибели ребенка. Основными причинами детского транспортного травматизма являются безнадзорность ребенка, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движения, иногда несоблюдение правил движения водителями транспорта, игры на проезжей части улицы и другое. Чаще летом и чаще во второй половине дня. Отмеченная закономерность связана с тем, что мальчики более подвижны. Летом дети находятся на улице, и во второй половине дня дети больше утомлены, беспокойны и склонны к излишним и рискованным движениям и поступкам. Наиболее частыми травмами при транспортном травматизме являются повреждение головы и спинного мозга, переломы костей.
Школьный травматизм составляет 1\6 всех травм. С возрастом количество несчастных случаев увеличивается, особенно в 12-14-летнем возрасте. Это объясняется поведением детей, непослушание, "самостоятельность", бравада, озорство, грубые шалости - основные причины, ведущие к несчастным случаям. Около 80% школьного травматизма приходится на время перемен. Его причина - в основном нарушение правил поведения. Спортивные травмы занимают всего 4-5%, среди травм. Чаще он встречается у детей младшего школьного возраста. Наибольшее количество несчастных случаев происходит при езде на велосипеде, катании на лыжах, качании на качелях. При этом: при неорганизованных занятиях спортом составляет 8%, при организованном - 10% среди всего спортивного травматизма. Причины спортивного травматизма неудовлетворенность организации занятий, неисправность инвентаря и оборудования, недостаточная организация "страховки", плохое оснащение детских площадок, недостаточное их количество и т.д. Наиболее часто при спортивном травматизме наблюдаются переломы, черепно-мозговые травмы, ушибы и растяжения.
Профилактика травматизма в условиях школы складывается из следующих составляющих:
1. Правильная организация уроков физкультуры - контроль за исправностью спортивных снарядов и оборудования, эффективная разминка, рациональное овладение двигательными навыками, обучение приемам страховки и самостраховки.
2. Правильная организация перемен. Большинство травм в школе происходит во время перемен, но не на переменах как таковых.
Дело в том, что задержанные после звонка на перемену в классе школьники сидят в состоянии "стартовой готовности", и как только учитель их отпускает, они стремглав срываются с мест и именно в этот момент чаще всего и травмируются
3. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроках труда, химии, физики, информатики и вычислительной техники, а также при занятиях общественно-полезной деятельностью .
4.Контроль за исправностью строительного и санитарно-технического оборудования школы ( в первую очередь за исправностью полов в рекреационных помещениях и состоянием внутри школьных лестниц).