пропорционально площадям, занимаемым отделом;
пропорционально числу сотрудников, которые в нем работают.
Важным моментом при анализе издержек является их деление на постоянные (не зависящие от объема реализации) и переменные (зависящие от объема реализации). К постоянным издержкам относятся расходы по аренде, содержанию помещений, амортизации основных средств и нематериальных активов, износу МБП, заработная плата административного персонала и т.п., а к переменным - расходы по завозу, хранению, подработке, упаковке товара, проценты за кредит, расходы по таре, недостачи товаров в пределах норм естественной убыли, большинство налогов, основная и дополнительная заработная плата производственного персонала (в зависимости от формы оплаты труда эти затраты могут быть и постоянными) и т.п.
Переменные затраты растут пропорционально числу обращений в аптеку или количеству проданных единиц продукции, поэтому даже экономия или снижение их мало влияют на эффективность. А вот снижение постоянных издержек на 1 обращение или единицу продукции (так называемый эффект масштаба производства или экономия на масштабе производства) является залогом повышения эффективности работы любого предприятия.
В результате исследований, проводимых в аптечных организациях г. Москвы, было установлено, что в отделе безрецептурного отпуска постоянные и переменные издержки самые низкие. Некоторые результаты проведенного анализа представлены в табл. 3.
Исследования, проведенные в аптеках с различным объемом работы, позволили установить, что соотношение затрат различных организационных структур (отделов) характерно для любого аптечного предприятия, разница лишь в цифровых значениях, которые определяются в основном помещением, которое занимает аптека, штатной численностью и сметой расходов по статьям.
Затраты можно рассчитывать, исходя из времени обслуживания одного посетителя. Время обслуживания определяется как объективными причинами - потоком посетителей, так и субъективными - изменением интенсивности труда в течение рабочей смены. Время, затраченное на обслуживание одного посетителя ЦГА в отделе отпуска лекарств без рецептов, составляет 1,2 минуты. Для сравнения: в отделе готовых лекарственных форм - 1,6 минуты, рецептурно-производственном - 2,4. В муниципальных аптеках на обслуживание одного посетителя может затрачиваться примерно столько же времени, а может и больше, чем в ЦГА.
Трудно выявить явную закономерность, однако можно говорить о следующей тенденции: чем дальше от центра расположена аптека, тем больше времени затрачивается на обслуживание каждого посетителя. Поскольку временные затраты по отпуску безрецептурных ЛП меньше, чем в других отделах, следовательно, на отпуск без рецептов расходуется меньше экономических ресурсов. Для каждой аптеки необходимо рассчитывать свои показатели безубыточности.
Анализируя полученные данные, можно сделать такой вывод: при сохраняющихся подходах к формированию стоимости экстемпоральных лекарственных форм и внутриаптечной заготовки, достижение безубыточности в рецептурно-производственном отделе весьма проблематично, поскольку даже за год такое число людей не обратится в отдел. Введение экономически обоснованных тарифов, как показывает практика, позволяет обеспечить уж если не получение прибыли, то хотя бы достижение безубыточности этого отдела.