Опорно-двигательный, соединительно-тканный, опорно-трофический аппарат, соматическое здоровье претерпели после Чернобыльской катастрофы значительные изменения. Отмечен рост патологий, накопление остеотропных радионуклидов, уменьшение плотности, минеральной насыщенности костной ткани. Фиксируемые изменения сказываются на уровне функционирования жизненно-важных систем, растёт общая заболеваемость и болезни отдельных систем.
Нарушения и отклонения в осанке происходят в периоды интенсивного роста костного аппарата при относительном отставании в развитии мышечных групп у юношей. Деформации в формах позвоночника, грудной клетки, стоп сами по себе не являются заболеваниями, но они потенциально влекут за собой изменения в расположении внутренних органов, тем самым, нарушая их функциональные возможности. Смещаются также точки опоры, центры тяжести, снижается устойчивость, координация, гибкость, подвижность, что чревато и такими последствиями как травматизм. Появляются факторы риска для застойных явлений в грудной клетке, полости малого таза и брюшной полости. Наблюдается развитие заболеваний общего характера. Изменения функционального порядка исправимы, эффективное, естественное средство данной коррекции - разнообразные физические упражнения [25].
Действующая программа по физической культуре для учащихся V-XI классов общеобразовательных школ 1999 г. не изменила структуру уроков, а перестроила классификацию заболеваний в наполняемости групп. Не учтена индивидуальная особенность физического воспитания учащихся со значительно возросшим количеством деформаций опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования - совершенствование системы физического воспитания юношей с деформациями опорно-двигательного аппарата в виде плоской спины.
Поставленная цель определила и задачи исследования.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние вопроса по литературе.
2. Провести наружный осмотр, соматоскопию учащихся 10 классов и студентов первого курса института.
3. Определить фактическое состояние опорно-двигательного аппарата.
4. Разработать текст и провести беседы по осанке, научить обучающихся этим знаниям.
5. Составить конспекты уроков по физической культуре с учётом функциональных нарушений в опорно-двигательном аппарате.
6. Провести педагогический эксперимент.
7. Оценить эффективность разработанного пути совершенствования физического воспитания.