Реализация государственных гарантий медицинской помощи должна осуществляться преимущественно через систему обязательного медицинского страхования. Действующая сегодня бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе.
Сложившаяся модель ОМС не может существенно повлиять на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Эти проблемы во многом обусловлены низкой управляемостью системы ОМС. По существу система распалась на множество фрагментов. Каждый регион сформировал собственную модель ОМС, причем во многих случаях игнорируя федеральное законодательство.
Страховые взносы субъекта РФ на ОМС неработающего населения должны устанавливаться в размере не меньшем, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы ОМС, и ее стоимости. Порядок расчета стоимости базовой программы ОМС в субъектах РФ и методика расчета размера взносов на ОМС неработающего населения должны утверждаться Правительством РФ.
Закладываемые в расчет стоимости базовой программы ОМС тарифы не должны быть менее величин, рассчитанных в соответствии с методикой определения минимальных тарифов на гарантированную медицинскую помощь, утверждаемой Минздравсоцразвития. Это должно поднять планку требований к ресурсному обеспечению оказания медицинской помощи и на этой основе - преодолеть стремление регионов занизить стоимость базовой программы ОМС и, соответственно, размер взносов на ОМС неработающего населения.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Несовершенство системы ОМС с точки зрения гарантий оказания бесплатной медицинской помощи надлежащего качества проявляется в путях практической реализации этих гарантий. Экономическая и организационная сторона дела таковы, что связываться с лечением наиболее рискового контингента никто не хочет.
Столкнувшись с ней, территориальные фонды обязательного медицинского страхования вынуждены издавать специальные приказы по финансированию нештатных ситуаций. Во многих же регионах Российской Федерации из территориальной программы ОМС вообще убрали порядок оказания медицинской помощи лицам, не имеющим полиса ОМС, а механизмы бюджетного финансирования их лечения не разработали.
Социальная политика государства должна проводиться на принципах равенства, всеобщности охвата и доступности для всех слоев населения национальных систем образования, здравоохранения, социального страхования. Философия солидарности в обществе должна реализовываться в финансовой поддержке пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, тех, кто не по своей вине утратил трудоспособность и не может в достаточной степени позаботиться о себе. Именно в этом суть социальной политики государства. При этом основное внимание трудоспособным слоям населения государство должно оказывать в формах, которые бы обеспечивали личную их ответственность, но не ставили бы в унизительное положение получателей помощи.