Мышечная система ребенка в процессе онтогенеза претерпевает значительные структурные и функциональные изменения. Формирование мышечных клеток и образование мышц как структурных единиц мышечной системы происходит гетерохронно, т.е. сначала образуются те скелетные мышцы, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма ребенка на данном возрастном этапе [11].
У ребенка 4-5 лет сравнительно развиты мышцы плеча, что позволяет детям этого возраста выдерживать большую физическую нагрузку в процессе игры. Но у них не развита (не дифференцирована) деятельность мышц кисти, что делает тонкую работу пальцами недоступной для детей. Функция мускулатуры кисти развивается у детей в возрасте 6-7 лет, что позволяет ребенку держать карандаш и ручку, заниматься лепкой и игрой на музыкальных инструментах. Особенно интенсивно развиваются мышцы рук в 6-7 лет. Общая масса мышц быстро нарастает в период полового созревания: у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек в 11-12 лет.
Значительно меняются в процессе онтогенеза и функциональные свойства мышц. Увеличивается возбудимость и мобильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус (это постоянное небольшое напряжение мышц, поддерживаемое нервными импульсами из ЦНС, она имеет важное значение в координации движений) [21].
К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет [22]. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит не равномерно. Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14 годам достигает уровня взрослого. К 13-14 годам уровня взрослого достигает и время простой двигательной реакции, которая обусловлено скоростью физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате. Максимальная произвольная частота движений увеличивается с 7 до 13 лет, причем у мальчиков в 7-10 лет она выше, чем у девочек, а с 13- 14 лет частота движений девочек превышает этот показатель у мальчиков [23].
До 6-7 лет дети не в состоянии совершать тонкие точные движения в предельно короткое время. Затем постепенно развивается пространственная точность движений, а за ней временная. Наконец, в последнюю очередь совершенствуется способность быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17 лет [24].