Многие дети просятся на горшок, если их к этому приучили.
В возрасте от 1,5 до 2 лет дети ходят, делают попытки бегать, начинают играть мячом, собирать пирамиду, складывать кубики в разнообразные конструкции, умеют держать карандаш, делают попытки рисовать; разглядывая картинки, дети узнают животных, различные предметы и пытаются называть их. Ребенок знает свое имя и откликается на него, самостоятельно ест ложкой, пытается раздеться или одеться. При разговоре со взрослыми может составить простые предложения из нескольких слов.
Дети от 2 до 3 лет свободно ходят, бегают и лазают по лестнице при поддержке, проходят по узким предметам. Многие уже могут самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, умываться. При разговоре со взрослыми употребляют довольно сложные предложения, словарный запас увеличивается и к 3 годам составляет примерно 1200—1500 слов. Они могут пересказывать небольшие стихотворения, называют цвет и форму предметов. Игры становятся все более сложными. Дети интересуются окружающим, задают много вопросов, любят рисовать, рассматривать картинки. Появляется интерес к общению с другими детьми.
Режим ребенка ясельного возраста (табл. 1) должен постоянно и строго соблюдаться. Только в этом случае он не будет в тягость ни малышу, ни родителям, предотвратит многие конфликты, окажет содействие воспитанию волевых качеств ребенка, приучит его к дисциплине. При составлении режима очень важно учитывать не только возраст, но и индивидуальные качества детей. Укладывать спать нужно в одно и то же время, тогда вырабатывается привычка засыпать именно в эти часы. Ребенок, приученный засыпать при абсолютной тишине и с затемненными окнами, будет просыпаться от каждого шороха или луча солнца. Если малыша укладывать в постель слишком рано или удлинять срок бодрствования, он станет капризничать и плохо засыпать.
Важно, чтобы малыш сам готовился ко сну: разделся, аккуратно сложил свою одежду. Укладывать спать надо не неожиданно, а постепенно: успокоить ребенка после игры, посадить на горшок, умыть. Перед сном обязательно проветрите комнату. Положив малыша в кроватку, скажите ему несколько спокойных ласковых слов, пожелайте спокойной ночи и уйдите из комнаты. Лучше не убаюкивать, не рассказывать сказки, иначе в коре головного мозга создается очаг возбуждения, мешающий заснуть. При всех нарушениях сна и ночных страхах следует обратиться к врачу.
Уход за ребенком ясельного возраста.
Комната, в которой находится ребенок, должна быть светлой, постоянно проветриваемой (температура воздуха около 20 °С). Все окружающие детей вещи и предметы необходимо содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную уборку помещения. У малыша должна быть отдельная кровать. Матрац кладут на деревянный щит, тогда ребенок, как правило, будет лежать на спине. На кровати с пружинным матрацем он спит, свернувшись калачиком, что ведет к искривлению позвоночника или сутулости. С раннего возраста необходимо приучать ребенка самостоятельно умываться, мыть руки. Уже с 1,5 лет можно учить его полоскать рот, с 3 лет — чистить зубы. В возрасте от 1 года до 2 лет он должен умываться водой комнатной температуры. Предметы личной гигиены у ребенка должны быть свои и храниться так, чтобы он мог сам их достать. Следите за тем, как малыш пользуется предметами туалета, терпеливо учите этому.
Таблица 1. Примерный режим дня детей ясельного возраста
Дети 1—2 лет |
Дети 2—3 лет | ||
Пробуждение |
6.30 |
Пробуждение |
6.30 |
Туалет |
7.30 |
Туалет |
7.30 |
Завтрак |
7.30-7.45 |
Завтрак |
7.30-7.45 |
Игра (прогулка) |
7.45-9.30 |
Игра (прогулка) |
7.45-12.00 |
Сои |
9.30-12.00 |
Обед |
12.00-13.00 |
Обед |
12.00-12.30 |
Сон |
13.00-15.00 |
Игра (прогулка) |
12.30-15.00 |
Полдник |
15.30-16.00 |
Сон |
15.00-17.00 |
И фа (прогулка) |
16.00-19.00 |
Полдник |
17.00-17.15 |
Ужин |
19.00-19.30 |
Игра (прогулка) |
17.15-19.30 |
И фа |
19.30-20.30 |
Ужин |
19.30-19.45 |
Сон |
20.30-6.30 |
Игра |
19.45-20.15 | ||
Сон |
20.15-6.30 |