К каждому новому блюду малыша надо приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Важно следить за регулярным опорожнением кишечника, так как при запорах аппетит заметно ухудшается. 11астроить малыша на еду помогает определенный ритуал — перед каждым кормлением готовят место для еды, моют ребенку руки, повязывают салфетку. В возрасте 1,5—2 лет приучают самостоятельно стелить салфетку на стол, приносить посуду и стул. Выполнение таких поручений закрепляет привычку и впоследствии становится обязанностью ребенка. Обстановка во время еды должна быть приятной. Суета и нервозность, которые иногда создают родители, способны лишь ухудшить аппетит.
Нельзя сразу ставить на стол все блюда (если малыш любит второе и третье, он не будет есть первое). Красиво поданная пища улучшает аппетит. В начале второго года жизни дети сами держат ложку и чашку, а с 1,5—2 лет сами едят с помощью взрослых, к 3 годам ребенок может есть сам. Во время еды приучайте его к опрятности.
За стол ребенок может садиться не раньше чем через 30 мин после игры или прогулки. Нельзя кормить малыша во время игры, отвлекать его от еды игрушками. Уговоры, рассказывание сказок во время еды только ухудшают аппетит.
Объем пищи в течение дня обычно распределяется неравномерно. Наиболее калорийным должен быть обед (30—35 % суточного рациона). Завтрак и ужин составляют по 25 %, а полдник 15—20 % калорийности всего рациона.
Физическое воспитание и закаливание
предупреждают многие заболевания, помогают формированию и совершенствованию навыков, развитию органов дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При проведении занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок понимал обращенные к нему слова, что способствует развитию речи, правильно выполнял все движения и не задерживал дыхание. Занятия лучше проводить в утренние часы через 1 — 1,5 ч после еды. К ребенку надо подходить индивидуально, учитывая его навыки, степень физического развития, способности. Необходимо следить за тем, чтобы он не переутомлялся.
Время занятий для детей 1 —2 лет не больше 5— 10 мин, для детей 2—3 лет — 10—15 мин. Количество упражнений ограничивают X—10. Во время занятий вводят паузы в виде дыхательных упражнений, спокойной ходьбы. Каждое упражнение повторяют в среднем от 2—4 до 6—8 раз. Занятия проводят регулярно, без перерыва, в одно и то же время, что имеет воспитательное значение.
Солнечные лучи, вода, свежий воздух являются основными факторами закаливания. При закаливании необходимо соблюдать следующие основные правила: объем и характер процедур должны соответствовать возрасту ребенка, проводиться систематически. Изменение силы воздействия должно быть постепенным. Прежде чем начать закаливание, нужно посоветоваться с врачом. Следует помнить, что в процессе закаливания необходимо периодически проверять состояние здоровья у лечащего врача.
Существуют разные способы закаливания. Для детей ясельного возраста наиболее предпочтительно закаливание воздухом и водой.
Закаливание воздухом — это регулярное и тщательное проветривание помещения, где находится ребенок. Даже в холодное время года проветривание проводят не реже 3 раз в день, а летом окно или форточка должны быть открыты постоянно. Не менее важно достаточное пребывание детей на свежем воздухе. Продолжительность прогулок зависит от возраста ребенка. Зимой дети раннего возраста должны гулять 2—3 раза в день (общая продолжительность прогулки составляет 1—3 ч), в теплое время года ребенок должен находиться на воздухе большую часть дня. Желательно, чтобы летом игры, еда и дневной сон ребенка проходили на свежем воздухе. Одежда всегда должна соответствовать времени года и температуре воздуха.
В период жизни ребенка от 3 до 7 лет происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится богаче и разнообразнее.