В условиях рыночной неопределенности и сложности в формировании портфеля заказов на весь плановый период могут применяться различные методы планирования объёма продаж: уровневое прогнозирование, создание ситуационных планов, линейное программирование и др. Минимальный уровень объёма продаж должен базироваться на точке безубыточности, которая показывает, при каком объёме продаж в ценах производителя и использовании среднегодовой производственной мощности полные издержки производства будут равны объёму продаж.
Точку безубыточности необходимо скорректировать на расчётный минимальный (пороговый) уровень рентабельности продукции, необходимый для компенсации инфляции, с учётом сложившейся оборачиваемости оборотных средств в базовом периоде и инфляции, прогнозируемой на плановый период, который определяется по формуле:
Rmin = [(1 + Icp)n- 1] х 100,
где Rmin - минимальный (пороговый) уровень рентабельности продукции;
Iср - среднемесячный коэффициент инфляции, прогнозируемой на плановый период;
n - период оборачиваемости оборотных средств, месяцев.
На основании планируемого объёма продаж и его структуры разрабатывается план поставок по конкретной номенклатуре в натуральном выражении.
План поставок определяется по формуле:
Пп = Оп - Ипо = Вг + Ипс - Ипо,
где Пп - объём (план) поставок;
Оп - объём (план) продаж;
Ипо - изменение остатков отгруженной, но неоплаченной продукции на начало и конец планируемого периода;
Вг - план производства в натуральном выражении;
Ипс - изменение остатков готовой продукции на складе, на начало и конец планируемого периода.
Планирование сбыта включает составление плана сбыта организации, формирование портфеля заказов, выбор наиболее эффективных каналов сбыта продукции, распределение объёмов сбыта товаров по регионам. В современных условиях реализация продукции на внешних рынках усложняется, всё больше факторов влияет на осуществление деловых операций: обострение конкуренции, развитие техники, трудности в получении сырья, квалификационной рабочей силы, усиление государственного законодательства и т.д. Эти факторы в различной степени влияют на деловую жизнь.
40)Роль сбыта в маркетинговой деятельности обусловлена следующими обстоятельствами:
В сфере сбыта окончательно определяется результат всех усилий предприятия, направленных на развитие производства и получение прибыли;
Приспосабливая сбытовую сеть к запросам потребителей, создавая им максимальные удобства до, во время и после приобретения товара, производитель имеет значительно больше шансов для выигрыша в конкурентной борьбе;
Сбытовая сеть как бы продолжает процесс производства, беря на себя доработку товара и его подготовку к продаже (сортировку, фасовку, упаковку);
Именно во время сбыта наиболее эффективно происходит выявление вкусов и предпочтений потребителей.
Тот факт, что прибыль в конечном итоге реализуется в сфере обращения, объясняет пристальное внимание, которое уделяет каждая фирма организации и совершенствованию своих сбытовых операций.