По механизму возникновения автомобильные травмы подразделяют на следующие виды:
1) удар частями движущейся автомашины;
2) прижатие тела колесом к грунту;
3) полный переезд тела колесом;
4) падение из движущейся автомашины;
5) травма внутри кабины;
6) прижатие автомашиной к неподвижному предмету;
7) столкновение автомашины с другими видами транспорта;
8) комбинированные виды автотравмы;
9) прочие случаи.
Каждый из указанных видов автомобильной травмы в свою очередь слагается из нескольких следующих друг за другом фаз, сопровождающихся определенным характером повреждений и их локализацией. Например, при ударе пострадавшего частями движущейся автомашины различают четыре фазы: первая – столкновение автомашины с пострадавшим, когда отмечаются повреждения от удара и сотрясения тела; вторая – падение пострадавшего на автомобиль, повреждения при этом возникают при ударе о его корпус; третья – отбрасывание тела и падение его на землю, от чего повреждения располагаются на стороне, противоположной удару; четвертая – скольжение тела по земле с соответствующими повреждениями.[2]
Для автотравмы характерны также сдавливания отдельных частей тела с их уплотнением вследствие переломов костей, разрывов внутренних органов, размятие мышц (уплощение грудной клетки, сплющивание головы, размятие конечностей). Иногда сдавливание и уплощение тела не сопровождаются нарушением целости кожных покровов, особенно в случаях, когда на пострадавшем была плотная, толстая одежда. О сдавливании тела могут свидетельствовать отпечатки одежды и ее складок на коже трупа.
При полном переезде колеса автомашины через грудную клетку отмечаются множественные двусторонние, преимущественно тройные переломы ребер, чаще соответственно подмышечным линиям. Одновременно наблюдаются переломы остистых отростков грудных позвонков и переломы лопаток, а также разрывы, отрывы, размятия и перемещения внутренних органов. Эти повреждения наиболее обширны со стороны движения колес. Иногда здесь происходит отслаивание мышц от костей с образованием карманов, заполненных кровью (особенно при переезде конечности).
Обширные множественные переломы таза с повреждением седалищных и лобковых костей и образованием двусторонних двойных вертикальных переломов свидетельствуют о сильном сдавливании тела и характерны для переезда колесами автомашины.
Напротив, при наезде и ударе автомашиной переломы костей таза встречаются редко и ограничиваются обычно изолированным повреждением отдельных костей, особенно при переезде конечности.
При наезде и ударе автомашиной, движущейся с большой скоростью, у погибшего нередко обнаруживаются признаки сотрясения тела. К ним относятся кровоизлияния у корней легких (в легочной связке), под эпикардом на основании сердца, разрыв интимы крупных сосудов, кровоизлияния и разрывы связочного аппарата печени, кровоизлияния в ткань селезенки, брыжейки тонкого кишечника, в толщу печени, в область ворот и под капсулу почек. Наезд и удар и автомашиной при скорости около 100 км/час может сопровождаться значительным сотрясением тела с разрывом или даже отрывом внутренних органов (сердца, легких, селезенки, печени).
Значительные затруднения возникают вследствие невозможности осмотра и исследования повреждений непосредственно после происшествия из-за состояния пострадавшего, обширности и тяжести повреждений. Оценка их производится по записям в истории болезни, которые обычно не удовлетворяют судебно-медицинского эксперта. В них не учитывается то, что необходимо для экспертизы. Трудно судить о повреждениях и по имеющимся рентгеновским снимкам. Нужно учитывать типичные для автотранспортной травмы повреждения: следы на коже, которые могут долго сохраняться, переломы костей в определенных местах (бампер-переломы). Необходимо точное описание повреждений, их локализации, измерение уровня расположения повреждений. Все должно быть нанесено на схемы. Показ обстоятельств происшествия может быть осуществлен с другим человеком такого же роста и телосложения. Одежду следует рассматривать на нем же или на манекене. Сопоставление повреждений одежды и на теле с частями автомашины может дать представление о механизме их происхождения. Все моменты такого сопоставления должны быть сфотографированы и фотографии приложены к заключению эксперта. Целесообразнее такое сопоставление проводить в порядке следственного эксперимента.