4. Повреждения, образующиеся преимущественно в связи с нахождением жертвы у колеи в пределах габаритов подвижного состава в момент его следования: повреждения, характерные для наносимых твердыми тупыми предметами; в случаях сжатия тела между платформой и двигающимся транспортом – размятие тела.
5. Повреждения, связанные преимущественно с падением человека из движущегося состава: при падении под подвижной состав – характерные для повреждений колесами, частями, располагающимися ниже рам локомотива, вагонов, волочения тела; при падении с движущегося железнодорожного транспорта без последующего попадания под него – характерные для падения с высоты.
6. Повреждения, связанные преимущественно с поражением электрическим током при нахождении людей на крышах вагонов, двигающихся по путям электрифицированной железной дороги: электрометки, признаки асфиксии; характерные для падения тела с высоты в случае, если после поражения током жертва падает с крыши вагона.
7. Повреждения, преимущественно связанные со сдавливанием тела буферами и в автосцепном механизме: закрытые переломы ребер, позвоночника, лопаток; разрывы диафрагмы, отрывы и разрывы внутренних органов, перемещения их; выхождение легких через рот, разрывы промежности с выпадением петель кишечника; образование травматических грыж с заполнением грыжевых мешков внутренними органами, вплоть до сердца и желудка; отпечатки контуров буферов на коже груди и спины.
Повреждения, типичные для железнодорожной травмы. Железнодорожная травма характеризуется значительной тяжестью и, как правило, приводит пострадавшего к смертельному исходу на месте происшествия. Повреждения, возникающие в результате перекатывания через тело колес транспорта (полосы давления и обтирания, расчленение тела): типичные, несвязанные с действием колес (следы волочения, отрывы конечностей, сдавливание тела между буферами или в автосцепном механизме), нетипичные и симулирующие другие виды травмы.
К типичным железнодорожным повреждениям, не связанным с действием колес, относятся следы волочения на теле, отрывы конечностей, загрязнение, расчленение тела на множество частей, сдавливание тела между буферами или в автосцепном механизме. Характер следов волочения весьма разнообразен, при этом на осадненной поверхности нередко видны частички балластного слоя пути и следы смазки.
Авиационной травмой
называют повреждения, возникающие у членов экипажа, пассажиров и других лиц в процессе эксплуатации и обслуживания самолетов. Чаще всего такие повреждения причиняются лицам, находящимся внутри самолета при падении его на землю.
В зависимости от условий и обстоятельств происшествия авиационные травмы делят на следующие виды:
- травма внутри самолета во время полета;
- травма при покидании летящего самолета;
- травма внутри самолета при падении его на землю;
- травма внутри самолета, находящегося на земле;
- травма лиц, находящихся на земле вне самолета;
комбинированные травмы.
Характер авиационной травмы зависит от типа самолета, скорости и высоты полета, угла падения и т.д. Авиационные травмы на земле встречаются значительно реже и связаны с попаданием людей под запущенные винты двигателя самолета или сопровождающие их потоки воздуха. При этом наблюдаются обширные грубые повреждения тела. С появлением реактивных самолетов отмечены случаи засасывания в двигатели человека, слишком близко подошедшего к самолету.
Воднотранспортная травма
. К числу травм, специфических для этой группы, относятся повреждения людей гребными винтами двигателей кораблей, тросами и якорь-цепью. Наибольшие трудности в ходе экспертизы возникают при изучении повреждений, нанесенных гребными винтами. Последние могут причинять ранения как живому человеку, когда он засасывается струей воды и попадает на вращающиеся гребные винты, так и трупу, находящемуся в воде.