15. И.П. - стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись за рейку на уровне пояса. Наклон корпуса вперед с прогибанием в грудном отделе - вдох, возвращение в И.П. - выдох (3-4 раза).
16. И.П. - стоя на 4-й рейке гимнастической стенки, придерживаясь руками за рейку на уровне плеч. Глубокое приседание с выпрямлением рук (3-4 раза). Дыхание произвольное.
17. И.П. - стоя выпрямившись, спиной к гимнастической стенке (прислонившись к ней затылком, лопаточной областью и тазом). Шаг вперед со стремлением сохранить правильное положение корпуса и возвращение в И.П. (2-3 раза).
18. И.П. - стоя, руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой "баранке"). Ходьба с вытягиванием рук в стороны и сгибанием их на пояс.
19. И.П. - стоя в двух шеренгах спиной друг к другу. Броски волейбольного мяча (а затем медицинбола весом 1-2 кг) из-за головы партнеру.
20. И.П. - стоя, руки на затылке. Вытягивание рук вверх - вдох, опускание в И.П. - выдох (3-4 раза).
Приложение Д
Текст беседы.
"Понятие осанки".
Осанкой принято называть привычную позу непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.
Осанка человека имеет не только эстетическое значение, но и влияет (положительно или отрицательно) на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем тела человека. Осанка зависит от положения головы, шеи, плеч, лопаток, формы позвоночника, размеров и формы живота, наклона таза, формы и положения верхних и нижних конечностей и даже постановки стоп.
С физиологической точки зрения осанка рассматривается как динамический стереотип, который приобретается в течение жизни, в процессе воспитания.
Нормальная осанка характеризуется вертикальным направлением головы и туловища, разгорнутыми в тазобедренных суставах нижними конечностями, "развёрнутой" грудной клеткой, симметричными, относительно средней линии, слегка отведёнными назад плечами, расположенными на одном уровне, плотно прилегающими к грудной клетке лопатками и подобранным животом.
При осмотре с боку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, а также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба. Изгибы позвоночника человека с хорошей осанкой образуют красивую волнообразную линию. Благодаря физиологическим изгибам увеличивается его устойчивость и подвижность, а также проявляются рессорные свойства, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений.
Осанка формируется по механизму образования временных связей и путём длительных и частых повторений упражнений, приводит к образованию условных рефлексов, удерживающих тело в покое и в движении.
Позвоночный столб новорождённого ребёнка имеет только одну кривизну - крестцово-копчиковый кифоз. Остальные физиологические изгибы начинают формироваться позже. Так, шейный лордоз формируется у ребёнка на третьей неделе жизни под влиянием работы мышц спины и шеи, во время поднимания головы и сохранения позы с поднятой головой. Грудной кифоз начинает формироваться во втором полугодии жизни ребёнка, когда приобретается умение переходить из положения лёжа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу. Поясничный лордоз образуется под воздействием мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения туловища и конечностей во время стояния и ходьбы.
Выраженность физиологических изгибов позвоночного столба зависит от угла наклона таза, который колеблется в пределах 35 - 55 0. Он меньше у мальчиков и мужчин и больше у девочек и женщин. При увеличении угла наклона таза позвоночный столб, неподвижно соединённый с ним, наклоняется вперёд, поэтому для сохранения вертикального положения тела соответственно увеличиваются поясничный лордоз и расположенные выше изгибы. При уменьшении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются.
К физиологическим факторам, выявляющим на осанку человека и обуславливающим её формирование, относятся: темпы и характер индивидуального развития, двигательных навыков и статических (позных) реакций; применение в качестве тренирующего воздействия специальных физических упражнений для осанки и систематичность их использования; а также уравновешенность основных нервных процессов возбуждения и торможения. Поэтому осанка ребёнка может изменяться, несмотря на относительную стабильность анатомических факторов. Она может улучшаться и ухудшаться при изменении стереотипа.