Туберкулез у детей и подростков
Проблемы противотуберкулезной помощи детям тесно связаны со сложившейся эпидемической ситуацией, которая в России с 1991 г. остается напряженной, несмотря на стабилизацию в последние годы. Анализ причин этой ситуации убедительно продемонстрировал, что борьба с туберкулезом - это не только медицинская проблема, во многом она определяется социальными условиями жизни общества, семьи. Семья как часть общества не может быть в стороне от этих проблем. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что ответственность за здоровье ребенка несут родители, с другой стороны, наиболее часто источником заражения детей являются члены семьи.
Также следует учесть, что наиболее высокая заболеваемость туберкулезом регистрируется в группе населения 20-40 лет (детородный возраст). Социальный статус, уровень медицинской грамотности семьи во многом определяют вероятность развития туберкулезной инфекции у детей. Более 60% детей, заболевших туберкулезом, - из семей с различными социальными проблемами (социально дезадаптированные семьи и семьи медико-социального риска).
Как российские, так и иностранные авторы отмечают, что улучшение условий жизни и изоляция источника инфекции - наиболее эффективные средства для уменьшения распространенности туберкулеза в обществе.
Кроме того, рост заболеваемости туберкулезом детей и подростков в Российской Федерации, а затем стабилизация показателя на высоком уровне являются свидетельством того, что сложившаяся и успешно себя зарекомендовавшая в период спада эндемии система противотуберкулезных мероприятий не дает должного эффекта в условиях ее роста. По всем разделам фтизиатрии детского и подросткового возраста есть проблемы, решение которых напрямую связано с новыми подходами к организации противотуберкулезных мероприятий, разработкой новых, научно обоснованных методов профилактики, выявления и диагностики, лечения туберкулеза.
В профилактической работе приоритетными являются направления как по специфической (иммунизация вакциной БЦЖ и превентивная химиотерапия), так и по неспецифической (санитарно-просветительная работа) профилактике туберкулеза. Это звенья одной цепи, так как профилактическая противотуберкулезная работа проводится со здоровыми детьми и будет эффективна при создании у родителей потребности в ней, иначе неизбежен геометрический рост отказов от нее.
Образовательные программы для населения должны отвечать определенным требованиям. Прежде всего, они должны быть адаптированы на различные социальные и возрастные группы населения, а также на здоровых и больных туберкулезом. К участию в проведении образовательных программ должны привлекаться те группы населения, которые способны нести достоверную информацию, полученную от специалистов, занимающихся этой проблемой, в массы: учителя, воспитатели, журналисты, видные общественные деятели и ученые. Материалы, используемые для подготовки образовательных программ, должны быть краткими, информативными и доступными в изложении. Существенное значение имеют их наглядность и позитивный характер.
Вакцинация против туберкулеза является обязательной или рекомендуется во многих странах мира. В государствах, где эти прививки не включены в обязательный календарь, их проводят людям, живущим в неблагополучных социально-бытовых условиях, и выходцам из стран, где много случаев заболевания туберкулезом. Вакцинация против туберкулеза в России является приоритетным методом среди профилактических противотуберкулезных мероприятий среди детей. Отмена вакцинации как массового мероприятия возможна при риске первичного инфицирования микобактериями (МБТ) менее 0, 1%. У нас в стране ежегодный риск первичного инфицирования колеблется в среднем от 1, 5 до 2%, поэтому нельзя в настоящее время менять условия проведения этого мероприятия во избежание резкого увеличения заболеваемости, прежде всего детей раннего возраста.