Третье занятие: Бируте пришла с подкрашенными губами, лицо выглядело просветленным. Арттерапевт предложила создать мандалу: используя специальные краски, заполнить пространство круга, начиная с центра. Бируте начала рисовать с центра полосами, затем начала «играть» с красками, накладывая их густо, искала разные способы, делала мазки и точки. Закончив рисовать, написала текст:
Сердце, в котором много красок.
Они очень красивы.
Если бы рисовала другое,
То не вышло бы так.
Смотрю, и радости нет конца.
В жизни этого не испытала и не знала,
Что еще когда-нибудь придется рисовать.
Радуюсь, что с этим встретилась
И смогла поразмышлять»
Мандала получилась разноцветная, ярко выделялись мазки, сделанные пальцами. Рисунок напоминал драгоценный камень, светящийся изнутри. Когда расставались, Бируте была в приподнятом настроении и благодарила за возможность получить новый опыт.
Четвертое занятие: Самочувствие Бируте продолжало улучшаться, руки не болели, боли временами появлялись лишь в одном колене. Было видно, что Бируте с желанием приходит на занятия, проявляет интерес к тому, что ее ждет на этот раз. На данном занятии решили исследовать гамму чувств, которые переживает Бируте, и ей было предложено представить их в виде красочной «карты». Благодаря предыдущим занятиям Бируте смогла почувствовать вкус к работе с красками, и поэтому она стала с воодушевлением рисовать гуашевыми красками, брала их помногу, местами накладывала несколько слоев. Закончив рисовать, сказала, что созданный ею образ и «есть жизнь, в которой все – и хорошее, и плохое, но больше хорошего». Было видно, что она более тщательно прорисовала положительные чувства.
Пятое занятие: Температура у Бируте с прошлого занятия не поднималась, руки и пальцы уже не выглядели скрюченными. Поговорили, как проходит лечение. Она сообщила, что будет готовиться к операции на суставах. Затем ей предложили вспомнить о тех местах, где ей приятно находиться, и, возможно, нарисовать их. Она сказала, что у нее сейчас три любимых места: одно – в любимом кресле на кухне, другое – в своем городке, в парке, и третье – новое место, находится недалеко от реабилитационного центра, на скамейке по дороге к морю. Она решила изобразить именно его. Нарисовала, как она сидит на скамейке, повернувшись лицом к соснам и елям. Она добавила, что сидеть так она может долго, час, два, хоть целый день. Рисунок состоял из вертикальных линий, изображающих устремленные к небу деревья. Она поместила себя на фиолетовую скамейку, ее собственная фигура осталась недостаточно прорисованной. Этот рисунок чем-то напоминал первый, также состоявший из параллельных линий, но волнистых, а не прямых. Однако на последнем рисунке образ получился более организованным. Было заметно тяготение Бируте к пейзажу, она словно «позволяет» пространству и природе себя лечить, доверяет им, стремится быть поближе к морю и лесу. Рисунком и выбранным местом Бируте была довольна.
Шестое занятие: Это было последнее занятие. Бируте стала намного крепче, чем в момент поступления в реабилитационный центр. Бируте сказала, что последнее время периодически вспоминает свое детство и родителей, которых уже нет в живых. Тогда арттерапевт спросила, не желает ли она передать на рисунке одно из своих детских воспоминаний. Для настроя включила спокойную музыку флейты. Бируте быстро взяла карандаш, потом акварель и нарисовала девочку 11-12 лет в красном платье и с волосами желтого цвета. Закончив рисовать, Бируте сказала, что нарисованная девочка – растерянная, многого боится, но прилежная и хорошо учится. Она вспомнила, что учительница ее поддерживала и хвалила, зная, что у нее недавно умерла мать. Когда ее спросили, далеко или изображенная девочка находится от Бируте, она ответила, что совсем близко. Тогда ей было предложено что-нибудь сказать девочке, и Бируте сказала: «Иди вперед, не волнуйся, ты достигнешь своей цели». Бируте это сказала громко, громче, чем она обычно говорить, вкладывая в обращение много сил.