Коэффициент выносливости отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и дыхания:
К.В. = ЧСС в покое *10
П. Д
Пульсовое давление (П. Д) представляет собой разницу систолического и диастолического давления.
Значение коэффициента выносливости К. В Балл Рекомендации 12 и менее 5 (высокий) Не снижать нагрузку, поддерживать работоспособность 13-15 4 (выше среднего) Увеличить объем нагрузок 16-20 3 (средний) Снизить эмоциональные, силовые, скоростно-силовые нагрузки. Постепенно увеличивать аэробные нагрузки.
21-25 2 (ниже среднего) Избегать объем целенаправленных силовых и скоростно-силовых нагрузок. Активно использовать дыхательную гимнастику 26 и более1 (низкий) Основная работа - в аэробном режиме.
У юношей с плоской спиной, уменьшенными изгибами позвоночника ёмкость-полость грудной клетки меньше. Коэффициент выносливости у школьников составил 17, а у студентов 18. При таком коэффициенте выносливости рекомендуется снижать силовые, скоростно-силовые нагрузки, увеличивать аэробные нагрузки. Что и было учтено при составлении комплексов упражнений для домашних занятий. Дыхательные упражнения были составлены для увеличения подвижности грудной клетки, формирования её изгибов [22].
Важнейшими критериями развития являются масса тела и рост - длина тела. Длина тела характеризует состояние пластических процессов в организме и соматическую зрелость. Для оценки этих данных использовалась номограмма оценки веса по росту (рисунок 4).
Рисунок 4. Номограмма оценки веса по росту стоя (по А.Г. Дембо).
У обследуемых учащихся и студентов, имеющих осанку по типу плоской спины, до педагогического эксперимента отмечено отставание в физическом развитии и зрелости
М -
1,2 s у школьников
и
М - 1,35 s у студентов. Показатели физического развития считаются средними, если они отличаются от средней величины
М не более чем на
±0,5 s (М
±0,5 s). Признаки считаются выше или ниже средних, если разница превышает
0,5 s но не больше
1 s (от
М
±0,5 s до
М
±1 s). Если разница превышает
М
±1 s, но не более
1,5 s (от
М
±1 s до
М
±1,5 s), исследуемые признаки оцениваются как высокие или низкие. Если разница превышает от
М
±1,5 до
М
±2 s и более признаки оцениваются как очень низкие или очень высокие.
Масса тела отражает степень развития костно-мышечной системы, она зависит от уровня физической нагрузки и факторов внешней среды.
Окружность грудной клетки оценивалась по номограмме (рисунок 5).
Рисунок 5. Номограмма оценки окружности грудной клетки по росту стоя.
До педагогического эксперимента у юношей контрольной группы отклонения от нормы составили -
1s, у юношей экспериментальной группы -
0,9 s. Полученные данные послужили основанием совершенствования физического воспитания юношей с использованием упражнений на развитие грудной клетки [20].
Задержки или отсутствие приростов размеров тела или отрицательные сдвиги в массе говорят о неблагоприятных изменениях физического развития (состояния) и требуют изменения двигательного режима, его реализации, содержания урока, видов упражнений и направленность и интенсивность. В вариативный компонент урока и частично базовый были введены корригирующие упражнения для повышения соматической зрелости и развития костно-мышечной системы.