Под физическим состоянием и состоянием здоровья следует понимать совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональные возможности, уровень развития основных двигательных способностей. Объективная оценка физического состояния и установление его динамики во времени являются непременными условиями эффективного управления учебно-тренировочным процессом.
Принято считать, что интегральным показателем физического состояния занимающихся являются результаты в отдельных видах программы. Однако спортивно-технические результаты, хотя и отражают состояние специальной работоспособности занимающихся, тем не менее не позволяют в полной мере оценить различные стороны подготовленности. Более того, спортивно-технические результаты не всегда дают возможность определить сильные и слабые стороны подготовленности и, как правило, выбрать наиболее эффективные направления в учебно-тренировочном процессе на предстоящий этап подготовки.
Оценка физического состояния включает в себя педагогический, медико-биологический и психологический разделы и предусматривает ряд организационных и методических приемов, направленных на создание системы непрерывного контроля за физическим состоянием учащихся и студентов в многолетнем учебном процессе физического воспитания.
определение оптимального объема показателей для оценки данных каждого раздела контроля;
выбор тестов, достаточно полно отражающих искомые показатели и в то же время удобных для массовых измерений;
соответствие выбранных тестов математико-статистическим критериям надежности, объективности и информативности [8].
Для занимающихся серия тестов должна включать: для определения силовых способностей мышц ног - прыжок в длину с места; мышц плечевого пояса и рук - подтягивание на высокой перекладине; для оценки выносливости - бег на 3000 м; для оценки скоростных способностей - бег на 100 м [23].
Одновременно с оценкой соматической зрелости, развития костной системы использовались тесты по физической подготовленности обследуемых групп. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Характеристика показателей уровня физической подготовленности юношей контрольной группы.
Контрольные упражнения |
Контрольная группа. |
Оценка | ||
5 |
4 |
3 | ||
Бег 100 м, (сек.) |
14,3 |
14,2 |
14,9 |
15,5 |
Подтягивание на перекладине, (количество раз) |
6,8 |
11 |
9 |
7 |
Прыжок в длину с места, (см) |
230 |
230 |
215 |
193 |
Бег 3000 м (мин) |
13,3 |
14,2 |
15 |
15,5 |
Таблица 5 Характеристика показателей уровня физической подготовленности юношей экспериментальной группы.
Контрольные упражнения |
Эксперимен-тальная гр. |
Оценка | ||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | ||
Бег 100 м, (сек.) |
14,5 |
13,0 |
13,5 |
14,0 |
14,3 |
14,7 |
Подтягивание на перекладине, (количество раз) |
7 |
15 |
12 |
10 |
8 |
5 |
Прыжок в длину с места, (см) |
225 |
250 |
235 |
225 |
210 |
220 |
Бег 3000 м (мин) |
13,2 |
13,0 |
13,30 |
14,0 |
14,40 |
15,10 |